Досудебное урегулирование налоговых споров

Налоговые споры - это достаточно часто встречающийся вид разногласий. Они возникают на основе налоговых отношений. Такие спорные ситуации могут возникнуть у любого налогоплательщика, будь то физическое лицо или организация. Для решения налоговых споров предусмотрен досудебный и судебный порядок. Досудебное урегулирование налоговых споров - это наиболее быстрый вариант решения вопроса. Также урегулирование налоговых споров без обращения в суд имеет следующие преимущества:

  • Такие процедуры гораздо менее затратны в финансовом плане по сравнению с судебными разбирательствами;
  • Сроки решения досудебных налоговых споров гораздо меньше (период рассмотрения жалобы, определенный законодательством, составляет от 15 до 60 суток);
  • Документы для досудебного разбирательства оформляются достаточно просто, это может сделать каждый гражданин самостоятельно или обратившись к налоговому юристу.

Этапы досудебного рассмотрения налоговых споров

  1. На начальном этапе составляется жалоба на действия (бездействие) сотрудников инспекции либо ненормативный характер актов . Жалоба подается в вышестоящий орган. Ее можно подать лично, направить почтовым письмом с уведомлением, либо в электронном виде.
  2. Налоговый орган, в отношении которого составлена жалоба, обязан трехдневный срок предоставить необходимые документы для рассмотрения в вышестоящую инстанцию.
  3. Вышестоящий орган обязан рассмотреть жалобу в течение 15 рабочих дней либо одного календарного месяца (в зависимости от предмета спора) и вынести по ней окончательное решение.
  4. Если результат досудебного решения спора не устраивает заявителя, он имеет право обратиться с исковым заявлением в суд.

При составлении жалобы, необходимо указать в ней следующие данные:

  • Полностью ФИО заявителя (либо наименование организации);
  • Место жительства или юридический адрес;
  • Наименование налогового органа, в отношении которого составляется жалоба;
  • Описание правонарушения;
  • Требования заявителя.

Если у гражданина возникают сложности при составлении жалобы, он может обратиться к налоговому юристу. Специалист поможет в составлении необходимых документов и направит их в соответствующую инстанцию. Для того чтобы максимально точно составить жалобу, клиент должен дать подробное описание сложившейся ситуации и предоставить имеющиеся у него документы.