Защита деловой репутации: как доказать свою правоту

Услуги защиты деловой репутации могут понадобиться не только предприятию, но и рядовому гражданину. Ведь не правдивые данные способны навредить доброму имени каждого.

Защита чести и репутации граждан

В законодательных актах отсутствует четкое определение термина «деловая репутация». Под ним чаще всего подразумевают публичную точку зрения, касающуюся профессионализма юридического или физического лица. В отношении предприятий, это совокупность деловых качеств, стимулирующая потребителей пользоваться услугами данной компании или приобретать производимые (распространяемые) ею товары. Тем самым, она обеспечивает получение руководителями или владельцами желаемой прибыли.

К данным, порочащим деловую репутацию, относятся, в числе прочих, следующие:

  • утверждения о несоблюдении закона;
  • заявления о нечестном сотрудничестве с партнерами или клиентами;
  • неправдивые данные о недобросовестном ведении деятельности;
  • утверждения о неэтичных поступках, касающихся личной или общественной жизни;
  • неоднозначные данные о несоблюдении деловой этики.

Такие данные могут распространяться несколькими путями и в разном объеме. В зависимости от того, какой вред был нанесен лицу, к неправомерным действиям могут применяться различные методы защиты.

Виды действий нарушителей

Прежде чем приступить к защите, стоит уяснить, какие именно действия считаются порочащими деловую репутацию физического лица или компании.

  • публикация ложной информации в печати, интернете;
  • трансляция ложной информации посредством радио или телевидения, в фильмах (документальных или художественных);
  • донесение порочащей информации до аудитории во время публичных выступлений;
  • неправдивая информация в характеристиках сотрудников;
  • другой способ распространения ложной информации в любой форме.

Если лицо, каким-либо образом распространившее порочащие сведения, сможет предоставить доказательства правдивости данных, его действия не будут считаться неправомерными.

Как препятствовать утрате деловой репутации?

В делах, касающихся защиты прав физического лица или компании, у истца есть абсолютное право выбора: обратиться к нарушителю с претензией до обращения в суд, или же требовать соблюдения своих прав исключительно в судебном порядке. В рамках иска можно предъявить следующие требования:

Требования

Для физических лиц

Для юридических лиц

Нематериальные

Опровержение

Восстановление прежнего положения

Прекращение нарушающих право действий

Материальные

Компенсация морального ущерба

Компенсация репутационного ущерба

Если неизвестно, кто является нарушителем, потерпевший может подать иск с целью признания опубликованной информации не соответствующей действительности.

На основании решения суда потерпевший может выдвинуть требования об опровержении. О неправдивости данных должно быть заявлено тем же путем, в том же источнике, через который они распространялись изначально. Он также имеет право вместе с опровержением дополнительно опубликовать свой комментарий или ответ.

Ввиду широкой огласки опровержение ложных данных бывает проблематично довести до сведения большинства. В этих случаях есть возможность потребовать полного изъятия существующих носителей ложной информации. Нарушителю при этом не полагается никакой компенсации. Когда искаженная информация опубликована в документе, его необходимо отозвать (заменить).

О деловой репутации юридических лиц

У процесса защиты деловой репутации юридических лиц есть схожие черты с процедурой для обычных граждан. Предприятие может потребовать публичного опровержения и уничтожения существующих экземпляров источников неправдивых данных.

Однако вместе с опровержением опубликованных данных пострадавшее физическое лицо имеет право потребовать от нарушителя материальную компенсацию за нанесенный моральный ущерб. Что же касается юридических лиц, то напрямую в законе не предусмотрена выплата компенсации за публикацию неоднозначных сведений, способных опорочить деловую репутацию.

Тем не менее, деловая репутация непосредственно связана с мнением общества о компании. Учитывая этот факт, распространение неправдивых данных может вылиться в существенные и вполне реальные потери как результат уменьшения числа клиентов. Поэтому к материальным способам защиты можно отнести возмещение понесенных убытков.

Такая компенсация, тем не менее, должна быть обоснована, подкреплена значимыми свидетельствами и надежной правовой позицией. При надлежащем уровне подготовки к процессу защиты, можно добиться также возмещения в размере тех затрат, которые компания понесла с целью восстановить свою деловую репутацию.

Куда обратиться?

Процесс защиты деловой репутации далеко не прост. В частности, неподкованному в юридической сфере лицу бывает сложно рассчитать адекватный размер нанесенного ущерба.

Получить наилучший результат и достойную компенсацию может помочь грамотная юридическая поддержка этого процесса. Юристы бюро «Ступичев и партнеры» готовы оказать квалифицированную помощь даже в сложных вопросах, касающихся защиты деловой репутации. Кроме того, мы рады предоставить вам бесплатную консультацию по любым юридическим вопросам.

В нашей компании работают только лицензированные юристы с богатым опытом, готовые защитить деловую репутацию в суде, в том числе и взыскать компенсацию с обидчиков. Мы готовы представить ваши интересы на каждом из этапов спора. Свяжитесь с нами, если у вас есть какие-либо вопросы.